программы занятий по архитектуре для школьников
городская архитектурная мастерская
Городская архитектурная мастерская - это путешествующий творческий образовательный проект.
Мы - команда архитекторов, приезжаем в разные города и проводим для старшеклассников недельную программу занятий по архитектуре.

Участникам предлагается с помощью кураторов создать архитектурную концепцию на основе своих размышлений, представить ее в макете и защитить перед остальными командами.

Ребятам, которые участвуют в занятиях, не обязательно иметь художественные навыки или хотеть как-то связать жизнь с архитектурой или дизайном. Задания построены так, чтобы архитектура была “языком” или средством, на котором нужно сделать творческое упражнение.
команда кураторов/архитекторов
каждая архитектурная мастерская - новый город
проектное задание:
историческое здание,
которому необходимо внимание
5 дней
территория,
важная для города
20-30 школьников
актуальная
градостроительная проблема
4-5 проектов
длится программа занятий
8-11 классов могут принять участие
представляют команды по результатам работы
Проект направлен на знакомство молодежи с архитектурной сферой и популяризацию сохранения и реконструкции объектов архитектурного наследия
ЗАЧЕМ МЫ РАССКАЗЫВАЕМ ПРО АРХИТЕКТУРУ?
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?
Архитектура - это область, о которой практически не говорят ни в школе, ни в институте, за исключением узкоспециализированных направленностей.

Этот пробел формирует неумение смотреть на окружающую среду, оценивать и выбирать ее. Именно архитектура - это то, с чем мы сталкиваемся каждый день: наши дома, улицы, площади, офисы, школы.

Мы считаем, что важно рассказывать и показывать, как архитектура формирует материальный мир вокруг нас.
Изучение архитектуры как самостоятельного способа мышления – основа методологии, которой мы придерживаемся на занятиях. Способы обучения, которые мы стараемся развивать, выходят за рамки композиционных приемов, истории стилей и философских дискурсов.

Даже если характер проекта просветительский, в первую очередь мы говорим с участниками про логику организации окружающей среды, с которой они сталкиваются независимо от профиля своих интересов.

Мы показываем, как можно переводить знакомые категории (функции, события, истории) в категории архитектурные, предлагаем задуматься о том, как устроен дом, город, улица.
зачем мы рассказываем про архитектуру?
Архитектура - это область, о которой практически не говорят ни в школе, ни в институте, за исключением узкоспециализированных направленностей.

Этот пробел формирует неумение смотреть на окружающую среду, оценивать и выбирать ее. Именно архитектура - это то, с чем мы сталкиваемся каждый день: наши дома, улицы, площади, офисы, школы.

Мы считаем, что важно рассказывать и показывать, как архитектура формирует материальный мир вокруг нас.
как мы это делаем?
Изучение архитектуры как самостоятельного способа мышления – основа методологии, которой мы придерживаемся на занятиях. Способы обучения, которые мы стараемся развивать, выходят за рамки композиционных приемов, истории стилей и философских дискурсов.

Даже если характер проекта просветительский, в первую очередь мы говорим с участниками про логику организации окружающей среды, с которой они сталкиваются независимо от профиля своих интересов.

Мы показываем, как можно переводить знакомые категории (функции, события, истории) в категории архитектурные, предлагаем задуматься о том, как устроен дом, город, улица.
Проектным заданием
для каждого архитектурного воркшопа Мастерской
служит ряд существующих ситуаций в городе,
в который мы приезжаем
Мы поднимаем вопросы о реконструкции и реновации, сохранении и использовании заброшенных объектов культурного наследия и пока еще не признанных интересных архитектурных примеров. Сегодня это особенно важная тема для наших малых городов, в которых архитектурные объекты после капитального ремонта, как правило, полностью утрачивают первоначальный вид.

При встраивании нового объекта в сложившуюся структуру мы в первую очередь имеем дело с уже существующим архитектурным языком и рядом условий и причин, которые способствовали его формированию.

Несмотря на то, что проекты приспособления направлены на новое функционирование зданий, функция сама по себе не является ответом на вопрос, как мы можем сохранить причинно-следственную связь между старым и новым. Мы считаем, что формирование идеи проекта реконструкции должно основываться на поиске закономерностей архитектуры самого объекта. При этом функция как идея может быть включена в закономерности и подчиняться архитектуре.
каждый проект, созданный командами,
рассказывает про архитектуру выбранных зданий,
но использует в качестве моделей другие категории,
будь то функция, градостроительная ситуация или урбанистическая концепция
за одну мастерскую происходит знакомство
с полным циклом концептуального архитектурного проектирования от исследования до презентации
структура
1 день
знакомство

вводная лекция

командное задание на исследование объектов проектирования
старт/площадка
2 день
работа в команде:
создание концепции

эскизные макеты
концепция
3 день
архитектурная командная игра

выезд в интересное место
игра/экскурсия
4 день
макетирование в командах: подготовка финального проекта

подготовка к презентации
макет
5 день
представление концепций перед аудиторий и экспертами
презентация
1 день
знакомство,
вводная лекция,
командное задание на исследование объектов проектирования
старт/площадка
2 день
работа в команде:
создание концепции,
эскизные макеты
концепция
3 день
архитектурная командная игра/
выезд в интересное место
игра/экскурсия
4 день
макетирование в командах: подготовка финального проекта,
подготовка к презентации
макет
5 день
представление концепций перед аудиторий и экспертами
презентация
работы мастерской
сентябрь 2023 г.
март 2023 г.
отзывы
До этого момента я еще никогда не проходила интенсивы оффлайн, но пожалуй , мой первый опыт был самым незабываемым! Я узнала для себя много нового, научилась тем навыкам, которые мне понадобятся в дальнейшем, а также познакомилась с множеством невероятно талантливых и целеустремлённых людей! Огромное спасибо хочу сказать Маше, моему куратору, она самая лучшая, самая добрая, понятно доносит новую информацию и просто классная

Смоленск, 2023
Я очень благодарна за возможность пройти эту программу. Очень здорово распределено время и за несколько занятий удалось заглянуть на "кухню" архитекторов, понять все этапы работы. Не ощущалось никакой усталости, а под конец каждого занятия наоборот хотелось всё больше узнавать любые аспекты процесса.
Слушая рассказы других групп и исследования своей команды, становилось яснее, насколько большой набор факторов должен учитывать архитектор в начале работы над проектом. Такой процесс получения новых навыков и знаний, когда девушки являются нашими кураторами, в очень теплой и комфортной обстановке приносит только удовольствие и вдохновение. Профессия архитектора перестала быть такой туманной. Каждый день был особенный, и даже на защите было полезно услышать то, как может жить проект дальше, с практической точки зрения. Я познакомилась с несколькими новыми инструментами и методами проектирования. Ещё раз хочется отметить, что наши организаторы легко нашли подход ко всем и стали примерами для меня, на которых можно равняться.

Серафима
Смоленск, 2023

Мне очень понравился интенсив, было интересно узнать что-то новое об архитектуре, попробовать поработать с разрушенным зданием и делать макет. Также было не менее здорово познакомиться с новыми классными девочками и почувствовать как это делать все вместе в команде, отдельное спасибо за поддержку Наташи-куратора, и ее опыт, которым она смогла с нами поделиться.



Маша
Смоленск, 2023